Алексей улюкаев рассказал о положении дел в российской экономике - газета. ru деньги как средство платежа

Алексей улюкаев рассказал о положении дел в российской экономике - газета. ru деньги как средство платежа


Жанна Павлова/«Газета. Ru»


— Когда все залегли если не на дно, то на тот самый нижний «этаж»…


— Год назад мы вышли из состояния перехода с одного «этажа» на другой. Производственный спад сопровождался глубокой девальвацией национальной валюты, инфляционным всплеском, массированным оттоком капитала, высокой волатильностью рынков. Сейчас мы видим, что


турбулентность закончилась, дисбалансы уменьшились, рынки успокоились. Инфляция колеблется вокруг семи с небольшим процентов и будет снижаться. Процентные ставки с бóльшим или меньшим темпом идут вниз.


Статистический спад в реальной

экономике в течение года не прекратился: по ВВП сейчас примерно на 0,8% ниже, чем год назад. То есть весь этот год, с июля 2015-го по июль 2016-го, каждый месяц был либо 0, либо минус 0,1% по ВВП. Тем не менее это колебательное движение в пределах нижнего «этажа». И в этом смысле, я считаю, термин «кризис» сейчас неуместен.


— Куда пойдем дальше? Вниз по лестнице в поисках следующего нижнего «этажа» или все же вверх?


— Думаю, пойдем вверх, но в пределах того же самого «этажа», если не сделаем необходимых изменений.


«Номинальная зарплата растет»


— Вверх в пределах одного «этажа» идти нельзя.


— Можно. И даже немножко двигаться вперед в пределах потенциального роста экономики. Мы считаем его сейчас примерно в 2% в год. Мы обязательно выйдем на этот темп. Как быстро? Считаю, на горизонте полутора-двух лет.


— В планах было чуть не 4% в 2019 году…


— Два процента — это базовый прогноз, который, по сути, экстраполяция существующей реальности, в которой товарные цены сильно расти не будут, постепенно начнет восстанавливаться потребительский спрос, продолжит быстро сокращаться инфляция. Сейчас это трудно представить, но у нас может быть ситуация, когда фактическая инфляция окажется ниже целевой.


— Не может быть.


— А я могу себе представить, что инфляция будет меньше 4%, то есть меньше нынешнего таргета Центрального банка, в довольно близкой перспективе. И я с беспокойством ожидаю этого момента.


— Конец 2017-го – 2018 год?


— Примерно так. Смотрите, есть три компонента экономического роста: потребительский спрос, инвестиционный и чистый экспорт. Что происходит с потребительским спросом? Есть четыре обстоятельства: номинальные зарплаты, инфляция, потребкредитование и склонность людей к сбережениям.


Весь прошлый год и начало этого — сочетание минусов по всем этим направлениям. Поэтому случился экстремально большой спад розничного спроса, которого не было с 1998 года.


Что происходит сейчас? Составляющая, связанная с инфляцией, быстро приходит в позитивное состояние. Компании повышают номинальные заработные платы. Это не очень хорошо, но факт.


Жанна Павлова/«Газета. Ru»


— Уже даже молодые поколения, которые пока не думают о пенсии, возмущаются: я не могу иметь дело с государством, которое меня «кидает». Есть твердое решение, что делать, или опять нет?


— Нет пока твердого решения.


— Когда будет?


— Когда подготовим, тогда и будет. В течение примерно года будет сформирован набор мер, а повестка будет отрабатываться на президиуме. Надеюсь, эти кристаллики сложатся в некий план действий.


— Однако объявление Путиным еще одного совета выглядит как резкое понижение роли Экономического совета.


— Экономический совет при президенте — экспертная площадка, где идет конкуренция концепций и проектов, где и пытаемся наработать сухой остаток. А вот для того, чтобы принимать решения по стратегическому развитию и приоритетам, дальше их реализовывать и мониторить, создается Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам.


— Принимать решения, которые вы проговорили на Экономсовете, или какие-то другие решения?


— Думаю, в основном на базе того, что мы поговорили на Экономическом совете.


— Говорят, члены правительства были не очень в курсе создания еще одного совета.


— Премьер Медведев написал президенту доклад о том, что


нам необходимо заниматься проектами. Иметь набор национальных приоритетов, чтобы проектным образом их реализовывать.


Президент принял решение и объявил об этом на форуме в Санкт-Петербурге.


— Это попытка реализовать идеи Германа Грефа, как я пониманию, про проектирование. Правда, почти все правительство упиралось…


— Нет, это две разных идеи. Герман Греф предлагал создать некий reform unit, специальный околоправительственный офис, который занимается реформированием. А национальные проекты — это не придумывать реформы, а реализовывать их.


— То есть не проектное бюро?


— Офис, который будет заниматься приоритетами. Это реинкарнация национальных проектов, перезапуск госпрограмм и попытка их сделать работающими. Называйте как угодно.


— Но заниматься этим будут те же люди, которые задействованы в ежедневном рутинном процессе. То есть опять процессы и проекты в одном флаконе. Как это возможно? Других писателей у нас для вас нет?


— Абсолютно нет. А главное, для нашей реальности любой другой формат является нонсенсом. Как вы себе это представляете? Есть экспертный ареопаг, который принимает решения, а все исполнительные ведомства берут под козырек и просто выполняют? Странно. «Пять беззащитных»


— Не очень. Потому что по факту часто так и происходит. Например, когда нужно сократить расходы, вы сокращаете социалку. А к закрытым, оборонным статьям приблизиться не можете. Так что вполне и сейчас берете под козырек. Осенью опять ожидается секвестр ряда статей? Вас, экономический блок, и обвиняют в том, что вы так поступаете.


— И правильно обвиняют. Правда, я бы сказал, что часть только экономического блока в этом следует обвинять… Что касается этого года. С высокой степенью вероятности осенью будут приняты поправки в закон о бюджете, которые легализуют недовведение 10% лимита бюджетных обязательств. Хотя я считаю, без этого можно обойтись и в полном объеме исполнить принятый закон о бюджете. Пытаюсь это мнение отстаивать.


Конечно, зависит от того, как поступают доходы. Пока минус 12% от графика. Мы недобираем прогнозно за год примерно 1 трлн руб. нефтегазовых доходов, имеем плюс примерно 100 млрд — не нефтегазовых. Разрыв в 900 млрд собираемся закрыть приватизацией 19,5% «Роснефти».


И если у нас это получается, тогда мы можем вообще закон о бюджете не трогать. Тем не менее предположим, что изменения в законе приняты. Чем плоха эта процедура? Именно тем, что она очень избирательна. Мне видится логичным зафиксировать номинальное значение расходов закона о бюджете 2016 года. Это означало бы некоторое снижение реальных расходов в меру инфляции, при этом было бы закреплено неснижение инвестиционных расходов. Хотя бы в номинале 2016 года. Да, мы не сможем сократить расходы на защищенные статьи, но хотя бы расти они тоже не будут. Сегодня же получается, что из 16 трлн руб. бюджетных расходов 10-процентное снижение касается только 5 трлн. Защищено 11 трлн, а 5 трлн — беззащитных.



Алексей улюкаев рассказал о положении дел в российской экономике - газета. ru деньги как средство платежа

08.10.2016

Похожие записи

Минэкономразвития спрогнозировало будущее при дешевой нефти: минус 1,5 трлн рублей в бюджете и конец резервного фонда

28.11.2020

Минэкономразвития включило в новый макроэкономический прогноз «апокалиптический» сценарий, предусматривающий, что нефть не подорожает в ближайшие неск...

Читать далее
Copyright © 2014 - 2024 credits-dengi.ru. Контакты.
Яндекс.Метрика