Высший админсуд разьяснил, за что штрафует антимонопольный комитет _ судебно юридическая газета

Виктория Никитина,

«Судебно-юридическая газета»

Высший административный суд Украины (ВАСУ) определил, что не только нарушение правил конкуренции ведет к штрафам Антимонопольного комитета. Таким основанием может стать и подача неполного пакета запрашиваемых Комитетом документов.

Данная правовая позиция изложена в постановлении ВАСУ от 30 марта 2016 года по делу № 910/16509/15.

Согласно п. 14 ст. 50 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», нарушением законодательства о защите экономической конкуренции

является представление информации в неполном объеме Антимонопольному комитету Украины, его территориальному отделению в установленные органами Антимонопольного комитета Украины, председателем его территориального отделения или нормативно-правовыми актами сроки.

В п. 13 постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Украины «О некоторых вопросах практики применения конкурентного законодательства» от 26.12.2011 года №15 указано, что в проверке правильности применения органами Антимонопольного комитета Украины пунктов 13 и 14 ст. 50 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» судам необходимо учитывать, что указанные органы не ограничены в выборе источника для получения информации, необходимой для выполнения их задач, предусмотренных законодательством о защите экономической конкуренции. Обязанность по предоставлению информации предусмотрено ст. 221 Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины», а объем запрашиваемой информации должен соответствовать содержательному кругу этих задач.

Судам при рассмотрении дел о непредставлении информации или представлении информации в неполном объеме Антимонопольному комитету Украины, его территориальному отделению следует выяснять — было ли сообщено предприятию о необходимости предоставления им сведений и каким именно способом, а также причины, по которым сведения не было предоставлено или предоставлено вовремя.

В абз. 5 п. 13.1 постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Украины «О некоторых вопросах практики применения конкурентного законодательства» от 26.12.2011 года №15 указано, что наличие оснований требовать предоставления определенной информации входит в предмет доказывания по делам по спорам, связанным с признанием недействительными решений органов названного Комитета. Поэтому, хозяйственные суды в рассмотрении соответствующих дел должны выяснять — состоялся ли сбор информации органом Антимонопольного комитета Украины в рамках рассмотрения заявления или дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, имело ли место проведения таким органом необходимой проверки.

Согласно ст. 3 Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины», основной задачей Антимонопольного комитета Украины является участие в формировании и реализации конкурентной политики, в частности, осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции на принципах равенства субъектов хозяйствования перед законом и приоритета прав потребителей; предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства о защите экономической конкуренции; осуществление контроля по созданию конкурентной среды и защиты конкуренции в сфере государственных закупок.

Ч. 2 ст. 12 указанного Закона предусмотрено, что полномочия территориальных отделений Антимонопольного комитета Украины определяются этим Законом, другими актами законодательства. Полномочия территориального отделения Антимонопольного комитета Украины не могут выходить за пределы полномочий Антимонопольного комитета Украины, определенных законом.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 7 этого Закона в сфере формирования и реализации конкурентной политики, содействия развитию конкуренции, нормативного и методического обеспечения деятельности Антимонопольного комитета Украины и применения законодательства о защите экономической конкуренции, Антимонопольный комитет Украины имеет полномочия, в частности, требовать от субъектов хозяйствования, объединений, органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля, их должностных лиц информацию, в т. ч. с ограниченным доступом, необходимую для исследования рынков, а также информацию о реализации конкурентной политики.

Председатель территориального отделения Антимонопольного комитета Украины имеет полномочия при рассмотрении заявлений и дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, проведении проверки и в других предусмотренных законом случаях требовать от субъектов хозяйствования, объединений, органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля, их должностных лиц и работников, других физических и юридических лиц информацию, в т. ч. с ограниченным доступом (п. 5 ч. 1 ст. 17 Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины»).

Аналогичные полномочия закреплены и в Положении о территориальном отделении Антимонопольного комитета Украины, утвержденного распоряжением Антимонопольного комитета Украины 23 февраля 2001 года №32-р и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 30 марта 2001 за №291/5482, в частности, п. 3 ч. 1 предусматривает, что отделение АМКУ имеет полномочия требовать от субъектов хозяйствования, объединений, органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля, их должностных лиц информацию, в т. ч. с ограниченным доступом, необходимую для исследования рынков, а также информацию о реализации конкурентной политики.

Согласно ч. 1 ст. 22 Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины», распоряжения, решения и требования органа Антимонопольного комитета Украины, председателя территориального отделения Антимонопольного комитета Украины по представлению субъектами хозяйствования и др. документов, информации и т. п., необходимых для выполнения этими органами задач, предусмотренных законодательством о защите экономической конкуренции, являются обязательными для выполнения в определенные ими сроки.

Невыполнение распоряжений, решений и требований органа Антимонопольного комитета Украины, председателя территориального отделения Антимонопольного комитета Украины, требований уполномоченных ими работников Антимонопольного комитета Украины, его территориального отделения влечет за собой предусмотренную законом ответственность (ч. 2 ст. 22 Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины»).

Согласно ч. 1 ст. 221 Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины», субъекты хозяйствования, объединения, органы власти, органы местного самоуправления, органы административно-хозяйственного управления и контроля, другие юридические лица, их структурные подразделения, филиалы, представительства, их должностные лица и работники физические лица обязаны по требованию органа Антимонопольного комитета Украины, председателя территориального отделения Антимонопольного комитета Украины, уполномоченных ими работников Антимонопольного комитета Украины, его территориального отделения подавать документы, предметы или другие носители информации, объяснения, другую информацию, в т. ч. с ограниченным доступом, и банковскую тайну, необходимую для выполнения Антимонопольным комитетом Украины и его территориальными отделениями задач, предусмотренных законодательством о защите экономической конкуренции.

Т. е., исходя из содержания статей 22, 221 Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины», распоряжения, решения и требования органа Антимонопольного комитета Украины, председателя территориального отделения Антимонопольного комитета Украины по представлению субъектами хозяйствования и др. документов, информации и т. п., необходимых для выполнения этими органами задач, предусмотренных законодательством о защите экономической конкуренции, являются обязательными для выполнения в определенные ими сроки.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Верховного Суда Украины от 14.08.2012 года по делу №08/03/26/64/2011.

Законодательство о защите экономической конкуренции не содержит исчерпывающего перечня случаев, когда уполномоченные лица Антимонопольного комитета Украины имеют право требовать соответствующую информацию у субъектов хозяйствования и других лиц.

Обязанность предоставления информации по требованию уполномоченного лица Антимонопольного комитета Украины должна выполняться субъектом хозяйствования независимо от того, начато ли органом Комитета дело о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции. Информация может быть истребована как при рассмотрении заявлений, так и при рассмотрении дел, а также в других случаях, предусмотренных законодательством.

Виктория Никитина, Судебно-юридическая газета

Теги: Антимонопольный комитет, Высший админсуд, штраф

Комментариев: 0

13.05.2016

Похожие записи

Copyright © 2014 - 2024 credits-dengi.ru. Контакты.
Яндекс.Метрика