Южнокорейский центральный банк снизил семидневную ставку РЕПО (базовую процентную ставку в стране) на 0,25 процентного пункта до рекордного минимума в...
Читать далееВОЗМОЖНА ЛИ В УКРАИНЕ НАСТОЯЩАЯ ХУНТА?
10.04.2016 13:10:26.
Просмотрено 520 раз.
За сегодня — 133 раз.
С момента бегства из Украины Виктора Януковича российская и сепаратистская пропаганда весьма часто называют власть в Украине «хунтой», подразумевая нелегитимный, с их точки зрения, характер произошедших изменений.
Так уж сложилось, что вполне невинное испанское слово junta (собрание, совет) в сознании советского и, по наследству, постсоветского
обывателя приобрело исключительно негативный смысл. Этому способствовали годы советской пропаганды, направленной на огульную критику всего, что происходило в Чили времен правления генерала Аугусто Пиночета, а также огульной критики многих других стран, где какой-то период времени власть осуществляли военные и диктаторы, ориентировавшиеся на построение в своих странах рыночной (т. е. «капиталистической») экономики.
Между тем, опыт целого ряда стран, где была хунта (в значении диктатура военных), не является однозначно отрицательным и, по крайней мере, заслуживает серьезного изучения в Украине. Приведу лишь один пример – Южную Корею.
Сегодня эта страна ассоциируется с невероятными экономическими успехами. При сопоставимом с Украиной населении и гораздо меньшей площади страны, ВВП Южной Кореи превышает украинский в десятки раз. Гигантские южнокорейские концерны широко известны во всем мире, а их продукция (морские суда, автомобили, компьютеры, телевизоры и пр.) стала неотъемлемой и весомой частью мирового потребления.
При этом далеко не все в Украине и России знают, что, как показано многими исследователями, начались все эти экономические успехи Южной Кореи с военного переворота, который был совершен генералом Пак Чон Хи (ранее было принято написание «Пак Чжон Хи») в мае 1961 г. В период почти двадцатилетнего правления генерала были осуществлены радикальные и, как показала история, успешные экономические преобразования, которые обеспечили рост ВВП на душу населения в 4 раза (!). А после реформ Пак Чон Хи, в течение следующих 35 лет, экономика Ю. Кореи выросла еще в 6 раз (!) в расчете на душу населения. Согласитесь, Украине можно только мечтать о таких темпах, особенно на фоне озвученного недавно Яценюком ничтожного роста в 1 (один) %.
Так возможно ли Украине повторить нечто подобное? Весьма интересно, что ряд особенностей исторического развития Южной Кореи и Украины близки или совпадают. Там север страны был отторгнут при поддержке коммунистического Китая и СССР, у нас Крым и часть Донбасса де-факто отторгнуты Россией.
В Корее до переворота 1961 г. были низкие стартовые условия, широко распространена бедность и нищета населения. И в Украине в результате десятилетий правления коррумпированных «элит» и имитации реформ уровень доходов и потребления упал ниже уровня многих африканских стран.
Говоря о Южной Корее, исследователи отмечают такие факторы, характерные для эпохи ее диктаторских режимов:
рост национального самосознания;
наличие внешней угрозы, которая сплачивает нацию;
создание т. н. «автономного правительства», равноудаленного от групп влияния.
Считаю, все это очень похоже на то, что мы наблюдаем сейчас в Украине. В ходе 2-го Майдана (конец 2013 – начало 2014 г.) произошел большой подъем национального самосознания. Остро ощущается внешняя угроза со стороны путинской России, аннексировавшей Крым и поддержавшей сепаратистов в Донбассе. Начались разговоры о создании независимого "технического", т. е. «автономного правительства», правда, тут украинская власть явно хромает: обанкротившийся премьер Яценюк все еще продолжает отчаянно цепляться за власть, которой явно не умеет пользоваться в интересах страны. А если добавить ко всему этому еще и зависимость Южной Кореи от США в военно-экономическом смысле, сходство Украины с Южной Кореей накануне ряда диктатур еще более усиливается...
Интересно и такое обстоятельство. Как отметил в одной из работ российский экономист Андрей Яковлев из Высшей Школы Экономики (Москва), в Южной Корее наблюдалось, цитирую: «активное взаимодействие с США в части внешней политики и военных вопросов, выразившееся в активном участии Южной Кореи во Вьетнамской войне. На стороне США воевали 300 000 южнокорейских солдат. И в частности, президент, следующий после Пака, Чон Ду Хван, был командиром одного из корейских полков, которые воевали во Вьетнаме. Корея это делала не бесплатно — порядка 40% финансовой помощи, которую получала Корея в этот период от США, были связаны именно с участием Кореи в войне во Вьетнаме».
В свою очередь, в Украине, по официальным данным, через участие в т. н. АТО на сегодняшней день прошло порядка 200 000 человек, а командиры некоторых добровольческих батальонов и полков начинают играть заметную роль в политической жизни. Возможно, что, как и, в свое время, в Южной Корее, ветераны боевых действий на востоке Украины станут источником кадров для военных и государственных структур во время будущей диктатуры.
Итак, пока украинское общество и его убогая идеологическая надстройка типа Минстець и лагідно-осторожных «демократических» газетёнок наивно думают о какой-то европейской интеграции (где у Украины постоянно происходят срывы и провалы), а некоторые интеллигенты плаксиво рефлексируют по поводу итогов голландского референдума, украинский экономический базис в реальности более готов не к европейским стандартам, а к военной диктатуре, в рамках которой может быть решена задача упорядочивания госуправления и запуска настоящего экономического роста в стране по примеру Южной Кореи. Не думаю, что и Запад будет на деле отвергать такой вариант, поскольку он предполагает успешное военно-политическое и экономическое сотрудничество Украины с теми же США, как было во время южнокорейских диктатур.
Иными словами, вместо ожидавшейся евроинтеграции Украина может получить, скорее, тесную связку с США на десятилетия. Ведь на данном этапе на востоке Европы США нужен сильный противовес России, а не слизни, постоянно требующие финансовых дотаций. Учитывая недавние события по сливу и дискредитации нынешней слизневидной «украинской» «элиты» (слив она, кстати, вполне заслужила), похоже, к этому и идет (критическая публикация в «Нью-Йорк Таймс», Панамагейт, референдум в Нидерландах и т. д.).
По моему мнению, в Украине могут быть запущены процессы, которые приведут ее к диктатуре, напоминающей правление кого-то из корейских генералов. И это, с точки зрения экономики, может иметь и позитив. Пожалуй, из всех аналогий с Ю. Кореей Украине не хватает только компетентной бюрократии. Но это дело наживное. К тому же, должна же у Украины быть хоть какая-то своя специфика?
