Цены на нефть продолжат снижаться в следующем году, однако через два-три года могут достигнуть $65-70 за баррель, считает старший аналитик Oppenheimer...
Читать далееВо-первых, речь идет о повышении взносов в систему страхования вкладов (ССВ). Размер взносов для банков, которые превышают на 200 базисных пунктов ставку, рассчитываемую Агентством по страхованию вкладов (АСВ) на основе ставок вкладов по 10 крупнейшим банкам по объему привлеченных средств, могут быть повышены до 100 базисных пунктов. При этом эксперт заявил, что это не поможет сильно пополнить фонд ССВ. И хотя банкам может показаться это странным,
однако взносы, по мнению Алексея Моисеева, имеют макроэкономический аспект. Пройдет 4–5 месяцев и банки будут думать о том, не откуда взять средства, а куда деньги разместить и, вместо того, чтобы брать у ЦБ РФ под 11%, банки будут размещать средства в счетах Банка России под 9%, или на МБК по более низким ставкам, заявил эксперт. Почему так произойдет? Замминистра финансов России уверен, что когда страна начнет расходовать свой резервный фонд, то повторится ситуация, которая уже была в 2010 году, когда в экономику страны хлынули средства. Так же будет и во второй половине 2016 года, поэтому в банковской системе страны будет достаточно ликвидности. Ждать этого осталось не долго, уверен эксперт. В этой связи взносы в ССВ станут важным элементом контроля за ликвидностью. «А процентные ставки должны оставаться в положительном реальном исчислении, то есть выше инфляции, и Минфин будет рассматривать для этого все доступные меры», — сообщил Алексей Моисеев.
Во-вторых, у банков есть проблемы, связанные с тем, что в России есть три сегмента, выдающие гражданам кредиты — это банки, МФО и структуры, заявляющие, что они не МФО, но по сути являющиеся ими. Наиболее зарегулированная часть рынка — это банки. Деятельно МФО также определяется законом и определенным образом ограничивается регулятором. А для того, чтобы пресечь незаконное кредитование, будет радикально ужесточена ответственность, применяемая к физическим лицам за незаконную кредитную деятельность, причем это наказание будет существенным, вплоть до уголовной ответственности. К примеру, за осуществление незаконной предпринимательской деятельности в нашей стране существует уголовное наказание. Аналогичным образом законодатель готов поступить и здесь. Банки сталкиваются с конкуренцией с МФО и эксперт заявил, что регулирование МФО будет тоже ужесточено. А работа МФО, не включенных в реестр Банка России, будет пресекаться.
В-третьих, некоторые банки осуществляют мошенничество с объемом депозитов, когда они не регистрируют их должным образом и не платят требовать у банков базу данных депозитов задолго до отзыва лицензии.
Алексей Моисеев рассказал и о том, что была продлена программа субсидирования процентной ставки по ипотечным кредитам. Но в этом году объем бюджетной поддержки этой программы придется сократить. При этом эксперт уверен, что реального сокращения объемов поддержки не произойдет, так как многие банки заявляют завышенные лимиты выдачи кредитов, а потом не справляются с ними, поэтому лимиты будут перераспределены между теми банками, которые активно выдают ипотеку. Благодаря действию программы поддержки ипотеки не произошло драматического сокращения жилищного кредитования, хотя ожидания такие у аналитиков были. Программа начала работать в 2015 году и до сих пор реализуется очень активно, что говорит о том, что она является не просто антикризисным методом, но позволяет поддерживать ввод и строительство нового жилья в стране, что, конечно, радует финансовые власти. Прогнозировали, что объем выдачи ипотеки снизится на 75%, но этого не произошло во многом благодаря реализации государственной программы.
В будущем банки смогут секьюризитировать те кредиты, которые они выдают по программе субсидирования процентной ставки. В настоящее время банкам не хватает нормативов, чтобы выдавать большие кредиты, так как программы синдицирования в России не работают.
В 2016 году будут решены вопросы, связанные с использованием удаленной электронной подписи, телефонов и других средств платежа в осуществлении расчетов и с правом доступа банков к информации Федеральной налоговой службы (ФНС) и Пенсионного фонда.
Государство продолжает терять большой объем средств в банках с отозванными лицензиями, поскольку часто в этих банках не было проведено экспертизы достаточно качества, потому далее будут ужесточены требования к размещению бюджетных средств в кредитно-финансовых учреждениях. А также будут ужесточены требования и к самим кредитным организациям. В частности, кредитные организации, претендующие на размещение на их счетах бюджетных денег, наличие капитала свыше 25 млрд. рублей и прохождение этих банков через аудиторскую оценку АСВ. А это значит, что для большинства банков, являющихся частью российской финансовой системы, государственные средства будут не доступны. Сейчас, к сожалению, нет другого способа защитить бюджетные деньги, сообщил Алексей Моисеев в процессе своего выступлениях.
«Эта система будет через какое-то время отменена, но пока это ужесточение необходимо, — продолжил он. — Данные требования будут отменены, когда начет работать Агентство кредитных рейтингов (АКРА) и будут применяться рейтинги по национальной шкале, тогда и маленькие и надежные банки с приемлемыми рейтингами смогут получать средства бюджета».
Отвечая на вопросы журналистов, Алексей Моисеев подтвердил, что во второй половине года Минфин ожидает профицит ликвидности, как это было в 2010 году, когда началось расходование резервного фонда, которое фактически означает предоставление бесплатной ликвидности банковской системе. «Несмотря на то, что сейчас в это никто не верит, но вы посмотрите на ситуацию в 2010 года: как резко упали ставки в банковской системе через два квартала после того, как началось расходование резервного фонда, — сказал эксперт. — С точки зрения банковской системы ситуация с ликвидностью улучшится радикальным образом».
При этом Минфин выступает против эмиссионного финансирования бюджета, потому что считает такой шаг не подходящим для ситуации, в которой оказалась российская экономика.