Причины грядущего экономического провала россии

РФ погубит неповоротливая государственная машина.

Россия – самая большая в мире страна по территории. Китай занимает в три раза меньшую площадь, хотя его население в 10 раз превышает население РФ.

Обладая такой огромной территорией, россияне обладают также и огромными природными богатствами. 40% всех природных ресурсов Земли по оценкам ЦЭМИ Российской Академии наук – это собственность россиян. На каждого гражданина России еще недавно приходилось $2,5 млн этих богатств.

Как Россия распоряжается своими немыслимыми богатствами, мы разберемся чуть позже. А пока

давайте вспомним, как распоряжаются миллиардами другие страны, которые природа тоже щедро одарила своими ресурсами. В ОАЭ младенцы получают от государства по $150 тыс нефтяных денег сразу при рождении. Кувейт также открывает юным гражданам своей страны банковские счета, выплачивает им ежемесячные пособия, предоставляет бесплатное высшее образование и дает беспроцентный кредит на строительство собственного жилья. Все это – из тех же нефтяных денег. Норвежцы благодаря средствам нефтяного фонда страны имеют бесплатное качественное образование, эффективную систему социального обеспечения, высочайшего уровня медицину и так далее.

В 2014 году ВВП России составил $1,8 трлн, ВВП американского штата Калифорния – $2,3 трлн. Отмечу, что американский штат занимает на планете в 40 раз меньшую площадь. В это же время российская экономика уже покинула десятку самых крупных экономик мира, откатившись на 13-е место с шестого всего за один год. По оценкам Всемирного банка российская экономика занимала 10-е место в мировом рейтинге ВВП конца 2015 года с $1,8 трлн, в 2016 по прогнозам экспертов ВВП России составит в лучшем случае $1,3 трлн.

И если на волне эйфории после захвата Крыма российская власть еще какое-то время верила в то, что цена за баррель снова поползет вверх, и нефтяные доллары снова жирными потоками потекут в государственный карман, то сегодня иллюзии уже окончательно рассеялись. Банк России, который еще недавно утверждал «невыгодную цену» в 50 долларов за баррель, понизил базовый прогноз до 30 долларов в 2016 году.

На среднегодовую цифру прогноза повлиял целый ряд факторов. Первый – это сформировавшийся на рынке избыток предложения на фоне снижения ВВП Китая. Второй - выход на рынок такого мощного поставщика как Иран с его более чем щедрым предложением, готовым удовлетворять спрос по ценам ниже, чем те, что предлагались основными игроками ранее. Третий – изменения рыночного сценария. Дефицита на рынке больше нет. Напротив, формируется предложение, стабильно превышающее спрос, что приводит к существенному увеличению конкуренции уже среди продавцов и высокой волатильности нефтяных цен. Теперь Банк России может только робко надеяться, что к 2018 году цена за баррель нефти вырастет до 40 долларов.

В ближайшее же время нынешняя цена скорее всего будет держаться на той же отметке, пока ОПЕК имеет квоту на выкачивание в сутки не более 30 млн баррелей (в реальности извлекается 31,5-32 млн баррелей). Одновременны саудиты, стремясь любой ценой увеличить свою долю рынка, предлагают покупателю всевозможные скидки на свои поставки.

Почему мы так подробно останавливаемся на сырьевых котировках и прогнозных показателях? Дело в том, что курс российского рубля на 90% зависит от цены на нефть. Бюджет России на 2016 год рассчитан, исходя из цены $50 за баррель. Если цена на нефть не подрастет, то по прогнозу министра финансов РФ Антона Силуанова, дефицит госбюджета дотянет до 5% ВВП, а казна не досчитается еще 1,5 трлн доходов.

Корни грандиозного экономического провала кроются в политических решениях российской власти, которая практически в ручном режиме и управляет этой экономикой. Если бы Россия не использовала постоянный газовый шантаж в отношении Европы, если бы не нарушала все мыслимые международные соглашения, если бы не инициировала дестабилизацию в ряде регионов – неповоротливый Запад еще долго не начал бы менять устоявший порядок. Еще долго можно было бы убеждать себя и мир в своей роли ядерной сверхдержавы, жируя на нефтяных и газовых потоках.

Политики часто заигрываются и забывают, что в основе всех политических игрищ лежит честная и простая наука – экономика. Раз уж решился на то, чтобы перекроить карту мира по собственному разумению, то стоило заранее обеспечить страну резервами, выстроить независимую промышленность, развивать отечественную науку, нацелив ее на внедрение конкретных разработок в производство и так далее. Но ничего из этого сделано не было.

Следует все-таки отдать должное – был сформирован государственный стабилизационный фонды - своего рода подушка безопасности. Но при нынешней ситуации его средств хватит от силы на год-полтора. Усугубляет риски и недавнее решение европейских инвестиционных банков, отказавшихся от участия в размещении российских гособлигаций по рекомендации Евросоюза. Наличие у государства средств стабилизационного фонда все меньше утешает российских граждан, которые только в течение 2015 года потеряли больше 200 млрд рублей в накопительной пенсионной системе, причем государство так и не ответило на вопрос, кто и когда возместит эти потери.

Можно было бы продолжать надеяться на то, что экономика «встанет с колен», нефть подорожает и все станет, «как раньше», если бы не все более очевидные ошибки системы управления. Напомним, те же буровые установки для добычи нефти Россия не производит самостоятельно, а закупает за границей. Придуманная российскими чиновниками программа импортозамещения даже на бумаге и в речах с трибун не выглядела убедительной. В реальности она не то что нежизнеспособна, эта программа – просто очередная мертворожденная выдумка, призванная на время отсрочить неизбежное понимание – ничего «своего» у России нет и быть не может.

Страна, которая годами проедала нефтяную валюту, разрушая существовавшую промышленность и не создавая ничего нового, которая закрывала больницы и школы, громила науку, чтобы повсеместно открывать за государственные деньги «храмы шаговой доступности», не в состоянии противостоять сильнейшим мировым экономикам. И пусть еще существует призрачный шанс на быстрые и жесткие реформы – он не будет использован. Неповоротливая ржавая государственная машина, в которой накрепко переплелись коррупционная власть и бюрократическая армия, отчаянно сопротивляющаяся всяким изменениям, по инерции проскрипит еще годик-другой. Конечно, по пути от нее будут отваливаться детали, скрипеть шестеренки, сбежит механик, отвалится руль… Крах – всего лишь вопрос времени, причем недолгого.

Источник

08.05.2016

Похожие записи

Copyright © 2014 - 2024 credits-dengi.ru. Контакты.
Яндекс.Метрика