Польшу непросто наказать ю бизнес екатеринбург

Польшу непросто наказать ю бизнес екатеринбург


Кандидат философских наук, политолог и беллетрист


В семье стран Европейского Союза на днях произошло знаковое событие, которому, похоже, пока никто из западных лидеров так и не дал соответствующую политическую оценку. Речь идет о том, что ЕС впервые в своей практике применил специальный механизм давления на одну из своих стран-участниц — Республику Польша. Европейская комиссия выпустила в адрес Варшавы официальное предупреждение из-за нарушения, по ее мнению, правил общежития Европейского Союза. Эта желтая карточка означает, что если Польша не пересмотрит свои последние решения в сфере верховенства права, то ее ожидают санкции.


Плохое поведение Варшава стала демонстрировать не так давно — после выборов (президентских

и парламентских) и смены власти в прошлом году. Тогда правоцентристы из «Гражданской платформы», восемь лет рулившие страной, проиграли оппозиционной консервативной партии «Право и справедливость» (ПиС) во главе с Ярославом Качиньским. Едва ли не первым болезненным ударом по Евросоюзу стало решение нового премьера Беаты Шидло убрать из зала заседаний польского правительства флаги ЕС.


2429 Москва перессорила польских министров


Тогда же новый глава МИД Польши Витольд Ващиковский подлил масла в огонь зреющего взаимного недовольства: «Мы хотим вылечить нашу страну от нескольких болезней. Прежнее правительство реализовывало левую программу, как будто бы мир по марксистскому образцу должен развиваться только в одном направлении, к новой смеси культур и рас. Этот мир велосипедистов и вегетарианцев, пользующихся исключительно возобновляемыми источниками энергии и воюющий против любых проявлений религиозности, имеет мало общего с традиционными польскими ценностями».


Жесткие шаги Комиссии Европейского Союза, впервые примененные на практике (не только к Польше, но и вообще впервые в истории ЕС), вызваны откровенным пренебрежением Варшавой главным и непреложным правилом ЕС о верховенстве закона. Польша получила предупреждение за поправки к закону о Конституционном суде, на практике ограничивающие, по сути, полномочия этого органа, и к закону о СМИ, которые еще ждут своих исследователей. Напомню, в конце прошлого года депутаты одобрили реформу Конституционного суда, согласно которой для вынесения решения за него должны проголосовать две трети от всех судей (вместо простого большинства, как это было до поправки). По мнению еврокомиссаров, эта реформа идет вразрез с практикой ЕС и может парализовать работу суда.


Кроме попыток польских властей подчинить себе таким образом Конституционный суд, Евросоюз обеспокоили перемены, которые начались в сфере свободы печати. О том, в какую сторону качнутся весы, говорилось в одном из официальных видеороликов победивших консерваторов: «Каждый имеет право на свое мнение, но проблемы начинаются, когда партия проиграла и преданные ей журналисты изливают свое сожаление за рубежом». Как заявил глава ПиС Ярослав Качиньский в интервью телеканалу «Република»: «Эта привычка доносить на Польшу за рубежом… В Польше есть роковая традиция национальной измены. Собственно, и теперь это происходит. Это в генах некоторых людей, худшего сорта поляков».


Видимо, учитывая эту новейшую сортировку населения Польши, здесь происходит, по сути, огосударствление общественных средств массовой информации, которые будут финансироваться исключительно государством. Закон об этом был принят полгода назад и подписан президентом Анджеем Дудой. Грядет и вторая серия поправок в этом же направлении.


Согласно новшествам Государственный совет по вопросам радио и телевидения практически упразднен. К слову, роль этого Совета в так называемый переходный период предписано выполнять лично министру государственной казны Польши (министерство казны создано в 1990 году для наблюдения за приватизацией в стране). Именно этот чиновник получил право назначать новых руководителей — без всяких конкурсов.


После этого, не дожидаясь унизительных увольнений, в отставку ушли директор Первого канала Польского общественного телевидения (TVP1) Петр Радзишевский, директор Второго канала (TVP2) Ежи Капущчинский, директор «Телевизионного агентства информации» Томаш Сыгут, директор канала «Культура» Катажина Яновска и другие. Нетрудно догадаться, что на освободившиеся места приходят журналисты, лояльные правящей партии.


3461 Пискорского подозревают в работе на Москву или Пекин


Что касается идеологической составляющей, то, как сообщают местные СМИ, приоритетами станут «культивирование национальных традиций и патриотических и гуманистических ценностей, удовлетворение духовных потребностей слушателей и зрителей». Кроме того, национальным СМИ предписано «уважать христианскую систему ценностей, принимая ее в качестве основополагающих универсальных принципов этики».


Интересно, что ряд европейских лидеров, критикуя новый польский курс, сравнивают его с российскими политическими реалиями. Председатель Европарламента, политик из ФРГ Мартин Шульц, заявил, что Варшава проводит «опасную политику управляемой демократии в стиле Владимира Путина, опасную путинизацию европейской политики». После этого заявления «на ковер» в польский МИД был вызван посол ФРГ в Варшаве Рольф Никель. Как заявил министр юстиции Польши Збигнев Жебро, «такие слова из уст немецких политиков вызывают у поляков самые худшие ассоциации. Я — внук польского офицера, который во время Второй мировой войны боролся с немецким надзором».


Теперь, по мнению некоторых польских политиков, Варшава оказалась под надзором Европейского Союза. И это ей активно не нравится. Однако символичны сами параллели с надзором, которые они проводят: «немецкий надзор» (то есть фашистский или нацистский) и современный европейский. Ясно, что это уже слишком. Кажется, в Польше, которая одной из первых после распада так называемого социалистического лагеря стала членом ЕС, получив немало от него денег, не все отдают себе отчет, прибегая к таким шокирующим для ЕС сравнениям.


Не обошлось без Владимира Путина и на общеевропейской дискуссии по ситуации в Польше. Глава группы либералов в Европарламенте бельгиец Ги Верхофстадт обратился к премьер-министру Беате Шидло со щепетильной, можно сказать, просьбой: «Не тяните Польшу в сторону востока». «Я знаю, — сказал он, — что Качиньский не любит Путина. Я тоже не люблю Путина, меня даже внесли в его черный список, где нет Качиньского. Но удар по единству Польши и Европы может помочь Путину». Правда, как именно, евродепутат не расшифровал.


Что же на самом деле значат для Польши санкции Европейского Союза? Как объяснил в немецкой газете Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung еврокомиссар по цифровой экономике и информационному обществу Гюнтер Эттингер, в отношении Варшавы может быть задействован «механизм укрепления верховенства права». Этот механизм был создан в 2014 году для борьбы в странах-членах Евросоюза с систематическими нарушениями принципа верховенства закона. Он состоит из трех уровней: оценки Еврокомиссией положения дел в стране, рекомендации для ее улучшения и мониторинг их соблюдения. Если после этих мер ситуация не будет исправлена (возвращена в правовое русло), то ЕС может перейти к следующей стадии: начать процедуру лишения государства права голоса в Евросоюзе.


По мнению директора Центра исследования демократии при варшавском Университете социальных и гуманитарных наук Радослава Марковского, высказанному еще в начале нового польского пути, Ярослав Качиньский «ошибочно пытается последовать примеру венгерского премьера Виктора Орбана, заявлявшего, что «Евросоюз лает, но не кусает». Как пояснил он газете «Коммерсант», «любому терпению есть предел, и страны не могут бесконечно выступать с требованиями, идущими вразрез с принципами ЕС. Кроме того, не в пример Венгрии Польша — более значимый и влиятельный партнер по ЕС и НАТО для западных стран, поэтому действия Варшавы не могут остаться незамеченными, и реакция может оказаться куда жестче».



Польшу непросто наказать ю бизнес екатеринбург

14.08.2016

Похожие записи

Copyright © 2014 - 2024 credits-dengi.ru. Контакты.
Яндекс.Метрика