Партнерство как форма борьбы с первой российской бедой

Государственно-частное партнерство (ГЧП) стало важным механизмом привлечения в экономику России новых инвестиций. Оно реально начало развиваться у нас с двухтысячных годов и стало продуктивным инструментом решения общественно значимых задач. Особенно важно использование ГЧП сейчас, когда внешние заимствования из-за введения антироссийских санкций заметно ограничены.

Одним из наиболее приоритетных объектов ГЧП является развитие инфраструктуры, в частности строительство

дорог и мостов. В последнее время процесс осуществления ГЧП в этой области претерпевает значительные изменения.

Сейчас Россия переживает новый этап в развитии государственно-частного партнерства. С этого года в стране стал действовать первый профильный закон, охватывающий все формы ГЧП и созданный, кстати говоря, в основном на площадке ТПП РФ.

Пожалуй, самым эффективным и существенным нововведением является внедрение нового механизма – контрактов жизненного цикла (КЖЦ). Их применение началось в РФ сравнительно недавно, однако уже сегодня можно говорить о существенных результатах.

Суть КЖЦ заключается в том, что инвестор осуществляет полный цикл работ по созданию объекта ГЧП, а также отвечает за его содержание в течение срока, установленного соглашением (как правило, от 25 до 30 лет). Кроме того, исполнитель несет ответственность за соответствие построенной дороги стандартам строительства в течение всего срока действия контракта.

В свою очередь, государственный партнер выплачивает частному партнеру «сервисные платежи» в объеме, предусмотренном контрактом, а также принимает на себя риски трафика объекта КЖЦ. Примечательно, что исполнитель получает деньги лишь с того момента, когда объект представлен для публичного пользования, а в случае, если объект не может использоваться по назначению, заказчик вправе заморозить платежи. Таким образом, повышается заинтересованность исполнителя в добросовестном выполнении проекта, что не может не сказаться положительно на качестве выполняемых работ.

Другим немаловажным нововведением можно считать создание системы дорожных фондов. Это довольно распространенный по всему миру механизм финансирования дорожного строительства. Для нашей страны дорожные фонды также не являются новинкой. Ранее в РФ уже действовали подобные механизмы (Дорожный фонд РФ и дорожные фонды субъектов РФ), созданные в начале 90-х годов. Однако в 2001 году они были ликвидированы, что привело к недофинансированию многих проектов по строительству новых и ремонту старых дорог. Расходы на строительство дорог сократились, что заставило задуматься о возрождении практики дорожных фондов. В 2010 году по инициативе Минтранса было принято решение об их воссоздании.

На данный момент в РФ существует трехуровневая система дорожных фондов: Федеральный дорожный фонд, дорожные фонды субъектов РФ и муниципальные фонды. Основными источниками пополнения Федерального дорожного фонда стали отчисления из федерального бюджета, 28 процентов топливных акцизов, сборы с тяжелых грузовиков массой более 12 тонн, другие неналоговые доходы от использования федеральных дорог. В региональные же фонды поступают оставшиеся 72 процента топливных акцизов и транспортный налог.

При этом региональные власти вправе привлекать дополнительные источники финансирования. Создание подобных механизмов позволило существенно увеличить региональные расходы на дорожное строительство. Кроме того, возобновление деятельности дорожных фондов дало новый толчок реализации инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства.

Таким образом, уже сегодня мы можем увидеть реальные результаты партнерства государства и бизнеса в сфере дорожного строительства. На основе ГЧП были реализованы такие крупные инфраструктурные проекты, как «Новый выход на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва – Минск», открытый в ноябре 2013 года, или первый платный путепровод в России, открытый в 2012 году в Рязани. Не менее грандиозные проекты находятся в процессе строительства и проектировки. Среди них можно выделить проект Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области или трассы М-11 «Москва – Санкт-Петербург». Однако уже сегодня ясно, что механизм ГЧП – действенный и эффективный метод создания инфраструктуры, который можно и нужно развивать.

Евгений Матвеев,

ТПП-Информ

26.05.2016

Похожие записи

Copyright © 2014 - 2024 credits-dengi.ru. Контакты.
Яндекс.Метрика