Доходы России от экспорта газа в январе-сентябре 2015 года составили $31,331 млрд, что на 29% меньше показателя за аналогичный период 2014 года, свиде...
Читать далееАвиакомпания "Россия" возьмет в лизинг только 25 из 34 самолетов "Трансаэро", отказавшись от 9 самолетов из-за их технического состояния
Под Тамбовом будет построен крупнейший в РФ тепличный комбинат
Украинский автоконцерн "Запорожец" возобновит работу и выпустит новую модель
Строительство аэропорта в Симферополе станет самым крупным инвестпроектом в Крыму, заявил глава республики
Дефицит
российского бюджета за январь-март 2016 г. сократился на 12,5% в сравнении с аналогичным периодом 2015 г.
Нефть марки Brent подорожала до максимума с декабря
Россия будет поставлять газ в Армению по сниженному тарифу
Минтранс России предлагает к субсидированию Правительством РФ 19 тур. авианаправлений
Российский онлайн-туризм присоединится к сервису WebMoney. Travel
ФАС России 11 апреля объявит штраф для Google
Лагеря трудовых мигрантов мало отличаются от лагерей беженцев. lastphotos. ru
В отличие от соседей у Узбекистана нет обширных запасов нефти и газа, а крупный внутренний рынок делает экономику более устойчивой. Стабильности способствует и то, что автократический режим президента Ислама Каримова мало взаимодействует с другими странами СНГ.
Тем не менее Россия остается для Узбекистана крупнейшим торговым партнером, и ее проблемы повлияли на экономическую ситуацию, хоть и не напрямую.
Согласно официальным данным, ВВП Узбекистана вырос в 2015 г. на 8%, немногим меньше, чем в 2014 г., когда показатель равнялся 8,1%. Однако правительство Каримова рисует слишком радужную макроэкономическую картину, скрывая абсолютные показатели, что делает независимый анализ ситуации в стране невозможным. В то же время государство само устанавливает цены на нефть и газ внутри страны согласно политике самообеспечения.
Узбекистан экспортирует сравнительно мало сырья — доля энергетического экспорта в 2014 г. достигла 25,9%, в то время как у соседнего Туркменистана она равнялась 90%. Экспорт газа составил 8,5 млрд кубометров в 2014 г., Туркменистан в том же году экспортировал 41,6 млрд, согласно расчетам British Petroleum. Хотя снижение мировых цен на газ и сократило узбекский экспорт, главной проблемой стала рецессия в России. Большая часть доходов страны идет от продажи хлопка, золота и автомобилей, произведенных на предприятиях GM Uzbekistan.
«На торговлю с Россией приходится 26% от всего оборота Узбекистана», — говорит Алишер Таксанов, — но в 2015 г. оборот сократился на 29% — до $2,8 млрд из-за обвала российского рубля, заставившего многих бизнесменов сократить импорт, свидетельствуют данные Российской федеральной таможенной службы. Проблемы рубля негативно сказались и на соседях Узбекистана, являющихся крупнейшими для страны рынками экспорта после России и Китая.
Автомобили, хлопок, денежные переводы
В 2014 г. продажи машин в Россию составляли 26,8% от всего экспорта страны, согласно данным ассоциации RusExporters. ru. Продажи узбекского подразделения GM стабильно росли в течение последних 10 лет и достигли пика в 2011 г. — 92 778 машин. С тех пор продажи рухнули на 46%, до 20 451 машины в 2015 г., согласно Ассоциации европейских бизнесменов.
В советские времена Узбекистан был крупнейшим производителем хлопка, до сих пор изображенного на гербе страны. Продажа хлопка принесла около $1 млрд в 2013 г., а в 2014 г. его доля в общем экспорте в Россию составила 23%.
В 2014—2015 гг. цена на хлопок упала на 25%, что привело к решению правительства урезать урожай с 3,5 млн до 3 млн тонн. «Доходы страны от экспорта в целом упадут на 40–50% в 2015 году», — считает Таксанов. «Самый тяжелый удар экономике нанесло сокращение объемов денежных перевод от узбекских мигрантов, работающих в России. Переводы составляли 13–15% ВВП страны и большую долю валютных доходов граждан», — говорит Таксанов. При этом показатель все же ниже, чем в Азербайджане и Туркменистане.
По данным ЦБ России, только в январе—сентябре 2015 г. переводы в Узбекистан сократились на 59,2% — до $1,9 млрд. Всемирный банк прогнозирует падение на 59,3% — до $2,5 млрд в 2015 г.
Черный рынок и инфляция
Влияние низких цен на нефть особенно заметно на черном рынке Узбекистана, где для контрабандистов открылись новые возможности.
По данным ресурса UzMetronom. com, в сентябре в Ташкенте стояли длинные очереди к заправочным станциям. «Очереди доказывают неспособность Узбекистана обеспечить страну топливом, — говорит Таксанов. — Узбекистан производит 1,3 млн тонн топлива, 258 000 тонн сжиженного газа, 260 000 тонн смазочного масла, но этого, очевидно, недостаточно, чтобы обслуживать 3,6 млн единиц техники».
Результатом этого стал рост цен на топливо на черном рынке на 150% относительно розничной цены, установленной государством, говорит Таксанов.
В то же время цены на черном рынке зависят от покупательской способности национальной валюты — сума — к доллару. Неофициальный курс упал с 3200 сумов за доллар в начале 2015 г. до 6550 в марте, в то время как официальный курс за то же время снизился с 2422 сумов за доллар — до 2861,68 на 11 марта.
Двойной курс означал, что Узбекистан пострадал из-за обесценивания валюты, которое увеличило инфляцию. Двузначный рост претерпели установленные государством цены. Например, в декабре Министерство финансов и Государственный налоговый комитет выпустили декрет, поднимающий розничную цену на алкогольные напитки с 1 января 2016 года на 14–28%.
Перспективы
«Около 70% валюты, которая попадает в страну через денежные переводы, используется на черном рынке для покупки недвижимости, машин и контрабандных товаров», — говорит Таксанов. Он предсказывает, что « из-за сокращения денежных переводов продолжится рост цен на импортные товары, что сократит достаток граждан и повлечет рост социальной напряженности».
Ситуацию могут усугубить возвращающиеся из России мигранты — разница в зарплатах сокращается. Российские зарплаты уже снизились вдвое в долларовом выражении. Снизившаяся покупательская способность сума повредит малому и среднему бизнесу, считает аналитик Института СНГ Аза Мигранян. Малые и средние компании составляют 56–57% ВВП страны и трудоустраивают огромное количество граждан.
Власти Узбекистана, скорее всего, «предпримут серьезные шаги для повышения производства товаров с добавленной стоимостью для снижения зависимости от экспорта», говорит Таксанов. Если это случится, текущие экономические проблемы могут обернуться благом для страны.
Канат Шаку, Алматы, bne
Перевод Анны Кравченко
