Буквально недавно на отечественном вендинговом рынке появились автоматы, позволяющие продавать чистую питьевую воду. Такая бизнес-идея вроде не новая,...
Читать далее18 марта под председательством вице-премьера Д. О. Рогозина в Астрахани состоялось заседание президиума Морской коллегии при правительстве РФ.
Главный вопрос заседания – обеспечение крупнотоннажного судоходства.
Из-за хронического маловодья Волги в меженный период, что является существенным препятствием крупнотоннажной навигации. Д. О.Рогозин заявил: «Для того чтобы крупнотоннажные суда прошли по главной водной артерии страны - Волге, необходимо активно проводить дноуглубительные работы». И далее: «Реки России – наши дороги, и для того чтобы привести
их в порядок, надо наладить производство у себя, в России, десятков земснарядов».
В условиях снятия экономических санкций с Ирана, доставка грузов из стран Юго-Восточной Азии, Индии, Восточной Африки через Иран и далее по Каспию и Волге – сулит существенное снижение логистических затрат.
Однако в угоду экономике нельзя забывать про экологию.
Основа гидрологии: при проведении широкомасштабных дноуглубительных работ глубина водотока не увеличивается (см. рис). Количество воды в водотоке остается прежнее, а всего лишь снижается уровень дна и воды.
Но это только начало проблем. Снижение уровня воды в водотоке тянет за собой снижение уровня залегания грунтовых вод. В результате буквально за несколько лет экосистема Волго-Ахтубинской поймы не будет отличаться от остальных земель Астраханской области. Из-за недостатка влаги в почве погибнут травы, кустарники и деревья.
Но и этого мало. Такое понятие, как разлив Волги уйдет в прошлое. Запасов воды в водохранилищах Волжско-Камского каскада гидроузлов даже при самом ее рачительном использовании в меженный период, в паводок не хватит на то, чтобы заполнить русловой желоб (пространство от берега до берега, не заполненное в межень водой).
Сторонники проведения широкомасштабных дноуглубительных работ заявляют, что дноуглубительные работы будут вестись не по всей длине водотока, а фрагментарно, только в самых мелких местах.
А что от этого меняется? Сегодня мель в одном месте, завтра – в другом. В любом случае, дноуглубительные работы будут идти постоянно.
В уголовном законодательстве есть такое понятие: субъективная сторона. В упрощенном виде это понятие можно сформулировать так: знали, что нельзя, но все равно делали!
* * *
Для целей судоходства требуется глубина, то есть увеличение расстояния между дном и уровнем воды в водотоке. Единственный путь достижения результата – повышение уровня воды за счет возведения переливных плотин или стеснительных сооружений: бобров с лопатами не бывает!