Носите маски

Мы подвергаемся действию психических микробов и находимся в опасности быть психически зараженными Носите маски

ВОТ, казалось бы, обычная криминальная новость — дело об убийстве 16-летней новосибирской школьницы Карины. Убита он была 28 августа прошлого года, подозреваемый Марк — сын известного в городе бизнесмена. И дальше мимоходом: новосибирские психиатры не смогли определить степень его вменяемости, поэтому в октябре подросток был направлен в Москву. В январе этого года Марка

привезли в Новосибирск после экспертизы в Институте психиатрии им. Сербского в Москве. Вторая экспертиза также не дала результатов, поэтому по результатам исследования комиссией экспертов рекомендовано назначить в Институте им. Сербского новую, более углубленную экспертизу.

К сожалению, психиатрия во многих странах (не только в СССР) оказывается полезной только в двух вариантах. Если надо кого-то посадить в психушку (например, диссидентов в СССР) либо кого-то отмазать от армии или тюрьмы (например, детей олигархов в России). Четыре года назад «Новая Сибирь» писала об этом в статье «Психиатрическая атака или психическая оборона?» («НС» № 40, 12 октября 2012). Начиналась она с цитаты из книги новосибирских докторов психологических наук Цезаря Короленко и Натальи Дмитриевой «Социодинамическая психиатрия»:

«Если пациент отмечал, что он не любит или ненавидит кого-то из своих родственников, не разделяет симпатии в отношении к каким-то людям или ему не нравятся события, которые ему должны нравиться с официальной точки зрения, все это могло быть использовано как доказательство неадекватных эмоциональных реакций, что с точки зрения советской психиатрической диагностики являлось одним из основных признаков шизофрении. Отсутствие интереса к политике партии и правительства часто интерпретировалось как отсутствие интереса и «энергетический дефицит» в психопатологическом смысле».

Конечно, мало ли что было в СССР. Однако и в демократической России не многое изменилось. В своей статье мы цитировали и другого новосибирского автора — Галину Соловьеву («Что поддерживает карательную психиатрию», «Независимый психиатрический журнал», 2008 год). «Если вы являетесь подозреваемым или обвиняемым, следователь в обязательном порядке посылает запрос в поликлинику по месту жительства, чтобы выяснить, не стояли ли вы когда-нибудь на учете у психиатра, — пишет она. — Если вы думаете, что такое возможно только в случае следствия по делу маньяка-убийцы, то заблуждаетесь — запрос делается при любом возбуждении уголовного дела, даже самого незначительного: например, в случае ДТП». «Кому выгодны освидетельствования? Прежде всего правоохранительным органам. Когда вменить в вину нечего, в ход идет экспертиза. Дескать, человек больной — значит, он и является виновником ДТП, драки и любого другого инцидента». «Обнаружить у испытуемого хотя бы легкое психическое расстройство выгодно и судебным экспертам. Во-первых, врачу всегда удобнее найти болезнь, чем констатировать ее отсутствие, ведь его квалификация определяется «проницательностью». Во-вторых, руководство экспертного учреждения боится сокращения штатов и, соответственно, финансирования…»

Что же такое психиатрия? — спрашивали мы в своей статье четыре года назад. Ответ мы нашли в журнале Science за август прошлого года. Многие известные ученые считают психиатрию лженаукой. Одним из основных признаков, отличающим науку от лженауки, является ее принципиальная проверяемость, то есть воспроизводимость эксперимента. Группа американских психологов из Center for Open Science попыталась в рамках «Проекта по изучению воспроизводимости научных работ: Психология» повторить 100 различных исследований в разных отраслях психологии, опубликованных в ведущих научных журналах. Результат получился шокирующим: им удалось воспроизвести с разной степенью близости к оригинальному исследованию только 39 из 100 работ.

При этом никто, конечно, не отрицает, что сумасшедшие существуют. Врачи признают, что шизофрения — это хроническое заболевание, и что страдает ею примерно один процент населения Земли. Но вот однозначных ответов на вопрос, что является причиной возникновения шизофрении и как ее лечить, не найдено до сих пор.

Ряд европейских и американских ученых, проводя исследования, обнаружили молекулярный след ретровируса в жидкости, взятой из головного и спинного мозга у людей, страдающих шизофренией. У здоровых людей следов ретровируса обнаружить не удалось. На основании этого ученые сделали вывод, что шизофрения и другие нервно-психические расстройства являются вирусными заболеваниями.

Едва ли не первым об инфекционном происхождении шизофрении заговорил наш соотечественник, доктор медицинских наук Этелий Казанец. К этой мысли он пришел еще в начале 70-х, когда работал в НИИ психиатрии Минздрава. Ученый утверждал, что для того чтобы заразиться шизофренией, достаточно простого бытового контакта, и что заражение происходит обычным воздушно-капельным путем. Он собрал статистику по 40 домам и выяснил, что около 10 процентов людей, проживающих вместе с больными шизофренией, тоже стали подвержены этому недугу. Казанец выявил и закономерность, что заражение зависит от близости и частоты общения с больным. Представители медицинского сообщества восприняли тогда его заявление в штыки.

И действительно, точка зрения, что природа распространения сумасшествия — инфекционная, до сих пор не более чем гипотеза. Интереснее другое. Идея эта возникла не в конце прошлого века, а еще в конце позапрошлого, когда выдающийся русский психиатр Владимир Бехтерев ввел в обиход термин «психические микробы».

Владимир Михайлович понимал, правда, под этим некую другую инфекцию. Под «психическими микробами» Бехтерев имел в виду внушаемые идеи. «Не подлежит сомнению, — говорил он, — что... психический микроб в известных случаях оказывается не менее губительным, нежели физический микроб, побуждая народы время от времени к опустошительным войнам и взаимоистреблению, возбуждая религиозные эпидемии и вызывая, с другой стороны, жесточайшие гонения против новых эпидемически распространяющихся учений».

Человек — существо социальное, он стремится быть похожим на других. Одни люди внушают идеи, другие их принимают. Это нормально. Как физические микробы, так и психические могут быть полезными. «Внушение способно увлечь народы как одно целое к величайшим подвигам, оставляющим в высшей степени яркий и величественный след в истории». Но, с другой стороны, внушенные идеи убивают индивидуализм, творчество, люди начинают жить не своей жизнью. Самыми опасными психическими микробами надо считать те, которые вызывают в массовом мышлении вражду между людьми в той или иной форме. Таких «микробов» может быть сотни и миллиарды в каждой сфере жизни, и они ежедневно ухудшают общую «психоэпидемиологическую» обстановку в мире.

Как правило, «инфекции» поддаются люди, имеющие средний или низкий образовательный уровни, а также люди конформные по своей сути. Что забавно: нынешние психиатры, опираясь на идеи Бехтерева, даже выдают конкретные рекомендации — прогулки, новые знакомства, занятия любимым делом. Такого уровня советы можем дать и мы. Если вы верите, что шизофрения передается воздушно-капельным путем, носите маски, как при эпидемии гриппа. Как пела когда-то группа «Машина времени»: «Носите маски: лишь только под маской ты сможешь остаться собой». А еще проще — выключите телевизор.

Прошлым летом новосибирский телеканал «Регион ТВ» рассказал о «мутации россиян и превращении в шизофреников» вследствие неординарных действий правительства России. Такое мнение высказала журналист Мария Лондон в авторской программе «Кстати, о погоде». Тем же летом прошлого года в Общественной палате РФ прошли слушания на тему: «Психическое здоровье нации». И психиатры, и психологи констатировали: российское общество не просто психически нездорово, из-за длительного финансового кризиса у россиян начали происходить мутации в мозгу, приводящие к необратимым последствиям. И что самое печальное: все меньше психиатров дают положительный прогноз относительно того, что россиян в перспективе можно вылечить.

Сумасшедших еще принято называть ненормальными. То есть это те, чье поведение выбивается на фоне поведения большинства. А если анормальной становится сама норма, которой подвержено большинство? Это ужасное предположение требует многократной проверки специалистов.

Кстати, в термине «эпидемия шизофрении» нет ничего такого уж странного. Это первоначально под термином «эпидемия» понималось лишь распространение инфекционных заболеваний. А с некоторых пор этот термин может употребляться в отношении распространения чего угодно среди людей.

И вот еще одна свежая криминальная новость, в очередной раз расколовшая российское общество. Новость про «кровавую няню». Мол, почему про распятого мальчика на Украине, которого не было, рассказывать по Центральному ТВ можно, а про отрезанную голову девочки в Москве, которая была, нельзя. Печально, что очень и очень многие на очевидной «клинике» начинают пытаться сделать политику. В этом случае приходится сильно сомневаться уже в дееспособности самих «политиков».

Виктор ПЯТИБРАТОВ, «Новая Сибирь»

Читайте также:

Психиатрическая атака или психическая оборона?

Как вы относитесь к опасности эпидемии свиного гриппа? И считаете ли, что г ...

Все новое — плохо забытое старое

Любовь – болезнь № F63.9

К какой матери мы катимся?

05.05.2016

Похожие записи

Вывоз строительного мусора в Москве может быть заказан на реально выгодных ценовых условиях

21.02.2019

Строительство или демонтаж являются теми процессами, после которых обычно остается немало мусора. И утилизация подобных отходов может стать проблемой,...

Читать далее
Copyright © 2014 - 2024 credits-dengi.ru. Контакты.
Яндекс.Метрика