Нефть кончится_ не смешите геологов!

Запасов нефти в России хватит на 28 лет, заявил глава Минприроды Сергей Донской и почти сразу столкнулся с противоположным мнением экспертов. Собирая самые разные оценки, мы приступили к исследованию недр.

Нефть - ресурс невосполняемый: кончится черное золото - и страны, лидирующие в нефтедобыче, уже не смогут восстановить экономику. Именно такое мнение долгие годы тиражируют на самых разных площадках - как в России, так и в странах мира. Прогнозы подкрепляются взаимосвязью курса валют и цен на нефть. И в ситуации,

когда падение "нефтедоллара" сопровождается глобальными скачками на валютном рынке, трудно расслышать мнение экспертов, всю жизнь занимающихся нефтедобычей. А они настаивают, что запасы черного золота и газа неиссякаемы - как минимум, по причине разработки новых решений в исследовании недр.

ОТ 30 ДО 50 НЕФТЯНЫХ ЛЕТ

Есть две точки зрения на подсчет запасов нефтяных месторождений. Самая ранняя сформулирована еще Михайло Ломоносовым. Это биогенная теория, утверждающая, что нефть и природный газ - результат длительного, многоступенчатого процесса взаимодействия растительных и животных организмов. Потратим существующие залежи - и будем ждать миллионы лет до завершения необходимых реакций в недрах. В "лагере" защитников восполняемой нефти не согласны с коллегами. Абиогенные теоретики верят: топлива хватит на 100 или даже 200 лет. К таким оптимистам относил себя и химик Дмитрий Менделеев. Процесс образования нефти он видел таким:

"Вода, просачиваясь вглубь Земли к металлическим массам, вступает в реакцию с карбидами железа. Образуются оксиды металла и углеводороды. После этого углеводороды по трещинам поднимаются в верхние слои земной коры и формируют месторождения нефти и газа".

Другими словами, на большой глубине есть неизвестные месторождения - нужно лишь до них добраться.

Тезисы противоборствующих лагерей со временем менялись. Безосновательными оказывались мнения и тех и других. Запятую в споре ставили геологи. Сначала в пику сторонникам абиогенной доктрины они доказали, что нефть образуется именно из органики, пусть и не за миллионы лет. А затем, в ходе наблюдения за рядом месторождений, эксперты выяснили: запасы действительно стали восстанавливаться. Самым неожиданным образом (этот тезис здесь ключевой). До настоящего момента никто так и не смог разобраться, как именно образуется нефть. Именно поэтому заявление главы Минприроды РФ Сергея Донского на той неделе вызвало столько обсуждений.

"Давайте посчитаем. Извлекаемые запасы нефти составляют около 29 миллиардов тонн. Это те, которые теоретически можно извлечь из недр. Добыча сырой нефти (без газового конденсата) в 2015 году предварительно составила около 505 миллионов тонн. Если считать "в лоб" по этим цифрам, то открытых запасов хватит на 57 лет, - цитирует слова министра пресс-служба на сайте Минприроды. - Однако объем доказанных запасов (о которых нам точно известно, где и сколько их, как извлекать), по оценкам экспертов, вдвое меньше, около 14 миллиардов тонн. По доказанным запасам обеспеченность добычи составит уже только 28 лет".

28 лет. Если только мы не найдем новые месторождения. Или не решим вопрос трудноизвлекаемой высоковязкой нефти - ее запасы в России растут быстрыми темпами. Впрочем, разработку "трудной нефти" в сегодняшних экономических реалиях министр не приветствует.

"Ввод их в разработку связан с низкой экономической эффективностью и требует развития технологий. Пока по ним темпы отбора невелики. Без новых открытий добыча традиционных запасов начнет снижаться уже с 2020 года. Вырастет доля трудноизвлекаемой нефти, серьезно ухудшится экономика проектов. Именно поэтому геологоразведку мы останавливать не планируем".

Важен еще один момент. Геологоразведка - это всегда лотерея. Знания геологов основаны на большом опыте исследований, но не имеют ничего общего с реальным пониманием того, что на самом деле творится под толщей земли. Подобный тезис в нашей дискуссии приводит геолог-геофизик Виктор Галенко:

"Наши попытки построить теоретически непротиворечивые модели постоянно разбиваются об исключения, которые встречаются в повседневной практике, - вспоминает слова своего преподавателя эксперт. - Поэтому геология - как и, например, астрология - никогда не станет точной наукой".

Чтобы картинка о спорности любых оценок запасов нефти и газа сложилась окончательно, расскажем о способе изучения недр. На поверхности земли производится взрыв, объясняет Галенко. Затем взрывная волна проникает вглубь земли, отражается и возвращается назад. Там ее улавливают сейсмоприемники, записывают колебания на магнитную ленту, а потом компьютер по этим данным строит профиль земной коры, где видны слои, заполненные нефтью, газом и другими залежами. Выглядит складно, но это только теория.

"На практике наше знание о земных глубинах ограничено слоем (поверхностью) Мохоровичича - от 5 до 70 километров в разных частях земного шара. Открою секрет - наука вообще не знает, что творится за этим слоем, - заявляет геолог-геофизик. - Есть невнятные гипотезы - одна противоречивее другой, - и все они не работают".

Другими словами, нефть вполне может закончиться. А может, и не может. Впрочем, даже такая противоречивая трактовка не идет вразрез с заявлениями Сергея Донского. Ознакомившись с текстом интервью внимательно, наши эксперты пришли к выводу: министр говорит не столько о малых запасах российской нефти, сколько о необходимости геологоразведочных работ и расширении континентального шельфа.

ТЕХНОЛОГИИ ДОБЫЧИ "ТРУДНОЙ НЕФТÐ

19.04.2016

Похожие записи

Copyright © 2014 - 2024 credits-dengi.ru. Контакты.
Яндекс.Метрика