Как лукашенко понимает «нормализацию» отношений с ес - европа - rfi

Как Лукашенко понимает «нормализацию» отношений с ЕС 11/04/2016

- Геннадий Шарипкин (Минск)

Слушать

На совещании по вопросам белорусско-европейских отношений Александр Лукашенко одобрительно отозвался о «позитивной динамике в развитии отношений между Беларусью и Европейским союзом» последних месяцев.

Александр Лукашенко: «Принятое в феврале 2016 года решение Евросоюза об отмене большинства санкций в отношении Беларуси открывает новые возможности для развития нашего взаимодействия с Евросоюзом. Данный шаг ясно свидетельствует о готовности

ЕС и его стран-членов к активизации прагматичного сотрудничества с Беларусью. Подчеркиваю, прагматичного сотрудничества. Это нас абсолютно устраивает. Я уже говорил, встречаясь с представителями Соединенных Штатов, что политизированность тех процессов, которые не должны быть политизированы, тем более излишняя политизированность, нам абсолютно не нужна. Нам нужна как раз прагматичность наших отношений».

Руководитель Центра политического анализа и прогноза в Варшаве Павел Усов в интервью RFI замечает, что понимание критериев нормализации у белорусских властей и белорусского общества, скорее всего, разное.

Павел Усов: «Если под нормализацией отношений понимать визиты высоких чиновников, то это можно оценить как некую нормализацию, ибо до 2015 года, конечно, Беларусь была изолирована, и речи о каких-либо встречах высокого уровня вообще не велось. Теперь мы видим, как Минск интенсивно посещают не только европейские чиновники, но и Соединенных Штатов Америки, представители НАТО — и это все создает иллюзию некой динамики, некого прогресса в отношениях, но если за критерий брать реальные политические изменения в Беларуси, то сближение Беларуси как страны с Европейским союзом — я не говорю о сближении, скажем так, европейских чиновников и политического режима — а именно о послаблениях визового режима, динамичного развития торгово-экономических отношений и так далее, то на сегодня я этого не замечаю. Кроме обещаний выделить кредит со стороны Международного валютного фонда, со стороны Европейского банка. Но это не может быть критерием, которым можно измерить стабилизацию, нормализацию и улучшение отношений. Если говорить о реальных, практических шагах по сближению Беларуси и ЕС, то я такого сближения не наблюдаю. Беларусь как была в точке невозврата в плане отношений с Россией, так и осталась, никакого реального сближения между ЕС и Беларусью как страной в геополитическом плане не произошло».

Если же говорить об экономическом сближении Беларуси и Запада, то тут тоже пока без радужных перспектив.

Павел Усов: «Тем более не говорю о серьезных инвестициях со стороны Запада, так как Беларусь остается страной с высоким риском ведения бизнеса. Серьезный бизнес, я думаю, еще долгое время не будет спешить вкладываться в Беларусь, тут нужно учитывать не только аресты крупных белорусских бизнесменов как Бойко и Чижа, но также и регулярные процессы национализации предприятий, слабые рыночные отношения в Беларуси».

И третий критерий — внутриполитические изменения.

Павел Усов: «Не происходит никакого потепления либо нормализации внутри страны в политическом плане. Репрессии в отношении журналистов, политических активистов продолжаются, европейские чиновники говорят о том, что масштабы репрессий уменьшились, но нет высокой активности со стороны белорусского общества. Во-вторых, фактически не осталось тех людей, в отношении которых можно применять репрессии. Но в случае обострения внутриполитической ситуации, я думаю, государство, как и прежде, будет подавлять любые проявления недовольства. Система фактически нисколько не изменилась — и не изменится. Но европейцы хотят верить в какие-то сказки, они в них верят, именно вера европейцев в какую-то внутреннюю нормализацию и изменения и является вот этим вот параметром улучшения отношений. Хотя в объективном поле ничего такого не происходит».

По мнению Павла Усова, пока от заявленного процесса нормализации и прагматизации «в выигрыше остается только Александр Лукашенко и приближенные к нему бизнесмены, которые уже могут спокойно вести бизнес в Европе без оглядки на санкции». Необходимо также помнить о «факторе игры с Россией», как считает Павел Усова, недавнее согласие о направлении Беларуси российского кредита — это один из результатов заигрываний с Западом. Но, уверен эксперт, Россия не будет просто смотреть на нормализацию отношений Минска и Брюсселя, поэтому и заявление министра иностранных дел Владимира Макея по поводу российской авиабазы в Беларуси получилось двояким.

«Если возникнет необходимость, в любом случае можно вернуться к этому вопросу, но на данном этапе, нам кажется, что нет смысла говорить по вопросу размещения российской военной базы на территории Беларуси. Пока вопрос на данном этапе закрыт. Но это не означает, что к нему нельзя будет вернуться в случае, если соответствующие обстоятельства изменятся, и мы вынуждены будем принимать какие-то адекватные меры реагирования», — сказал Макей 8 апреля на пресс-конференции для российских журналистов.

Эксперт портала Belarus Security Blog Дмитрий Мицкевич полагает, что Беларусь все же будет использовать все возможности избежать появления российских самолетов на своей территории. Но учитывая союзнические отношения Минска и Москвы, Макей избегал резкого «нет» в отношении намерений России.

Дмитрий Мицкевич: «В его задачу входило сказать о том, что российской авиабазы в Беларуси не будет, максимально мягко, поэтому и было использовано это „пока, на данный момент мы этот вопрос не рассматриваем”, хотя Беларусь не хочет рассматривать его совсем. Потому что наличие (российской) авиабазы на территории Беларуси будет вообще ставить под вопрос ее субъектность, поскольку если такая авиабаза появится, то это будет явный сигнал и для Европы, и для всех остальных акторов, что белорусское руководство мало что решает у себя в стране. Поэтому наличие этой авиабазы в стране совершенно не входит в интересы белорусского руководства и белорусского президента. Беларусь будет делать все возможное, чтобы к этому вопросу больше не возвращаться, будет стараться получить свои самолеты для того, чтобы этот вопрос не поднимался в принципе. Это (авиабаза) негативно скажется на положении Беларуси на международной арене, на ее имидже и на том самом, кстати, имидже миротворца и площадки для переговоров, который сейчас активно эксплуатирует белорусское руководство. На данный момент белорусское руководство очень грамотно использует эту возможность площадки для проведения переговоров в Беларуси и такую своеобразную позицию нейтралитета и миротворчества для того, чтобы получать висты перед лицом Запада и вообще за рубежом».

Что же касается рычагов воздействия на Минск, то, как полагает Дмитрий Мицкевич, у Москвы их остается все меньше и меньше, учитывая экономический кризис своей экономики и риск потерять последнего союзника на границе с Европейским союзом.

11.05.2016

Похожие записи

Copyright © 2014 - 2024 credits-dengi.ru. Контакты.
Яндекс.Метрика