Глава рэш_ главная проблема россии - недоверие к власти - bbc русская служба

В 2013 году во Францию эмигрировал Сергей Гуриев, возглавлявший школу почти 10 лет,

из-за опасений преследований по так называемому "делу экспертов", которые раскритиковали приговор по второму делу ЮКОСа. Ныне он главный экономист Европейского банка реконструкции и развития.

В 2015 году пост ректора РЭШ покинул болгарский экономист Симеон Дянков:

в интервью Би-би-си он объяснял, что уйти в отставку его вынудило резкое ухудшение положения в сфере высшего образования в России. Теперь он работает в Лондонской школе экономики.

Я проехал Россию от Калининграда

до Владивостока, и практически в каждом университете преподают марксистскую политэкономию Шломо Вебер

При этом Шломо Вебер сетует на то, что качество экономического образования в России действительно оставляет желать лучшего.

"Я проехал Россию от Калининграда до Владивостока, и практически в каждом университете преподают марксистскую политэкономию. В американских университетах тоже преподают, но там преподают еще что-то. Преподавать можно все, что угодно - какая разница? Но надо людям давать меню, возможность выбора!" - сокрушается он.

По некоторым оценкам, в России насчитывается до двух миллионов студентов экономических факультетов. Подавляющее большинство, получив "корочки", работает не по специальности.

Директор департамента стратегического анализа консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев

приводил такие цифры: в 1986 году экономисты и управленцы составляли 8,6% выпускников, а к 2009 году их доля выросла до 31,2%. Страна математиков и музыкантов

Советское образование Шломо Вебера состояло из "Второй школы" (ныне физико-математический лицей) и мехмата МГУ. Позже был Еврейский университет в Иерусалиме и профессорство в Южном методистском университете в американском Далласе.

Я окончил мехмат - это было сказочное место! Но я был там недавно, 40 лет спустя, так это просто кладбище! Шломо Вебер

"Я окончил мехмат - это было сказочное место! Я помню, приходишь утром, вечером, и вокруг кипят дискуссии, - вспоминает Вебер. - Но я был там недавно, 40 лет спустя, так это просто кладбище! Ничего нет. Тишина и ничего не происходит".

При этом полвека назад человеческий капитал в СССР был даже более развит, чем в США, считает профессор. Главная проблема в том, что капитал-то есть, а как трансформировать его в экономическое, социальное поведение, не понятно.

Отсутствие продуманных целей, закрытость страны предопределили нынешнее отставание по ряду параметров. Впрочем - "мы по-прежнему хорошо умеем делать некоторые вещи: воспитывать математиков и музыкантов, например…".

Причем проблема экономического образования, по его мнению, не есть специфически российская проблема. Это общая черта всего постсоветского пространства, которая существует даже таких странах, как Польша, Чехия, Венгрия. Недоверие в историческом срезе

Отсутствие доверия в обществе Вебер называет главным препятствием для экономического роста.

По его словам, основанием эффективной, созидательной деятельности общества является доверие людей к власти, осознание ими того, что государственные институты гарантируют их права. Тогда и работать хочется, и заниматься импортозамещением, а не только снимать ресурсную ренту.

Одним из проявлений недоверия является, по его мнению, то, что все больше число студентов пытаются после окончания вузов встроиться в государственную власть, податься в чиновники.

Гнетущее напряжение в международной обстановке, в финансовой среде накладывает серьезный отпечаток на наше международное сотрудничество Шломо Вебер

Удивительно, но у данной проблемы есть и регионально-исторический оттенок.

Недавние исследования в РЭШ,

проведенные Андреем Маркевичем и Полом Кастанедой Дауэром, показали, что карта крестьянских выступлений против Столыпинских реформ 1906 года (предусматривавших частичную приватизацию общинных земель) приблизительно совпадает с картой российских регионов, больше всего не одобрявших приватизацию Чубайса-Гайдара.

Получается, что "недоверчивые" регионы труднопостижимым образом пронесли свой протестный заряд через весь XX век.

Наконец, не только внутри российского общества существует проблема глубокого взаимного недоверия.

В обстановке резкого охлаждения отношений между Москвой и Западом повышается недоверие к России и со стороны иностранных ученых, которым предстоит решить, приезжать в страну или нет. РЭШ всегда славилась высоким уровнем международного сотрудничества.

"Сейчас с этим стало сложнее. Иностранцы по-прежнему приезжают, поскольку репутация РЭШ за границей достаточно серьезная", - говорит Вебер.

"Но ученому нужна атмосфера, спокойствие, окружающая среда, в которой он или она могли бы трудиться. Гнетущее напряжение, которое сейчас создалось в международной обстановке, в финансовой среде, действительно накладывает серьезный отпечаток на наше международное сотрудничество. Человек в итоге взвешивает еще серьезнее, стоит ли ему приезжать в Москву", - резюмирует руководитель РЭШ.

19.05.2016

Похожие записи

Copyright © 2014 - 2024 credits-dengi.ru. Контакты.
Яндекс.Метрика