Инфляция в России может замедлиться до четырех процентов раньше 2017 года. Такой прогноз озвучил помощник президента Андрей Белоусов. «Прогноз ЦБ по в...
Читать далееВ первый месяц весны Бразилию сотрясали масштабные митинги и акции протеста: демонстранты призывали правительство, погрязшее в коррупционных скандалах, уйти в отставку. Экономика страны в состоянии рецессии, власть фактически парализована, рейтинг президента страны Дилмы Руссефф упал до рекордно низких 10 процентов. Возникшая в конце 2015 года угроза импичмента главе государства становится все более реальной — от президента отвернулись даже бывшие союзники по правящей коалиции. Агентство Bloomberg
назвало нынешний кризис в Бразилии самым серьезным за последние сто лет. Коалиция трещит по швам
«С правительством Дилмы Руссефф покончено. Она потеряла даже минимальное право на управление страной, ее отставка позволит Бразилии начать новый этап в своей истории. Выход Партии бразильского демократического движения (ПБДД) из правящей коалиции стал последним гвоздем в крышку умирающего правительства», — так охарактеризовал происходящее на политической арене лидер социалистов и главный соперник Дилмы Руссефф на президентских выборах 2014 года Аэсио Невес.
Голосование по вопросу об импичменте должно состояться в нижней палате парламента в середине апреля. Согласно опросам общественного мнения, 68 процентов граждан идею отставки президента одобряют. Нынешнее состояние бразильской экономики дает все меньше поводов для оптимизма. Из-за рецессии, ослабления национальной валюты и коррупционных скандалов на президента ополчились главные бразильские СМИ; от Руссефф отвернулись интеллигенция и предприниматели, ранее активно поддерживавшие главу правительства. «За последние месяцы мы потеряли 1,6 миллиона рабочих мест. Есть целые отрасли и предприятия, которые закрылись. Мы не можем больше молчать», — заявил президент Федерации промышленности Паулу Скаф.
Чтобы избежать отставки, главе государства нужно гарантировать лояльность как минимум 172 из 513 депутатов. В том случае, если законопроект об импичменте все-таки пройдет, вопрос будет передан в верхнюю палату — сенат, где противникам президента необходимо получить две трети голосов. Учитывая, что большинство депутатов и сенаторов сейчас поддерживают оппозицию, усидеть в президентском кресле Руссефф будет непросто.
Угроза импичмента стала реальностью после того, как главный союзник президентской Партии трудящихся — Партия бразильского демократического движения (ПБДД) — покинула правящую коалицию. Ее примеру могут последовать и другие партии. Чтобы исключить возможность такого развития событий, Руссефф отчаянно пытается договориться с ними, обещая предоставить дополнительные министерские посты, освободившиеся после выхода ПБДД из правительства.
В случае отставки Руссефф ее кресло займет бывший глава Партии бразильского демократического движения — нынешний вице-президент Мишел Темер. Он уже сколотил свою команду, состоящую в основном из экономистов, и сейчас старается максимально дистанцироваться от непопулярного лидера. При этом 5 апреля стало известно, что и в отношении Темера тоже могут запустить процесс импичмента. Приняла удар на себя
Тучи над Дилмой Руссефф, занявшей пост главы государства в 2010 году, сгущались неоднократно, но каждый раз ей удавалось удержать власть. Проблемы начались в 2014-м, когда на фоне ухудшения экономической ситуации по стране прокатилась волна многотысячных акций протеста. Популярность Руссефф резко упала, и ей с большим трудом удалось переизбраться осенью того же года на второй срок. Правящая Партия трудящихся получила всего 70 из 513 мест в нижней палате парламента и 12 из 100 — в верхней палате. Лишь благодаря союзу с ПБДД и другими умеренными политическими силами ей удалось сформировать относительное парламентское большинство.
Левые сохранили контроль над крупнейшей страной Латинской Америки
Акции протеста с тех пор стали перманентными, лишь иногда немного утихая. Выходящие на улицы бразильцы обвиняли правительство Руссефф в рецессии и ослаблении национальной валюты, пеняли на то, что ВВП страны сокращается, в то время как президент затевает дорогостоящие спортивные проекты — чемпионат мира по футболу (2014) и Олимпиаду (2016).
Позже дело дошло и до более серьезных обвинений. Противники президента заявили, что пока она возглавляла совет директоров Petrobras (с 2003 по 2010 год), из нефтяной компании было незаконно выведено несколько миллиардов долларов.
Что выводит миллионы протестующих на улицы бразильских городов
До поры до времени обвинений против самой Руссефф никто не выдвигал, несмотря на то что она была председателем правления корпорации. Но ситуация усугубилась в марте этого года, когда фигурантом расследования стал бывший президент Лула да Силва. Его заподозрили в отмывании денег и получении в качестве взятки огромной квартиры в курортном городе Гуаружа штата Сан-Паулу.
Когда прокуратура запросила ордер на арест бывшего главы государства, на помощь близкому другу и наставнику пришла Дилма Руссефф. 16 марта она заявила, что вводит да Силву в состав правительства и назначает его главой администрации президента.
«Фактически это кресло премьер-министра, хотя формально в Бразилии нет такой должности, — объясняет «Ленте. ру» руководитель научно-информационного центра Института Латинской Америки РАН Александр Харламенко. — Лула имеет непревзойденный авторитет и колоссальный опыт в формировании межпартийных союзов. Сейчас это особенно необходимо, когда происходит переформатирование политического ландшафта: Партия трудящихся пытается создать новую коалицию из тех сил, которые от нее оттолкнуло сотрудничество с ПБДД. Благодаря да Силве у Партии трудящихся неплохие шансы заручиться поддержкой малых партий».
Возвращение бывшего лидера в большую политику многие восприняли как попытку Дилмы спасти его от уголовного преследования. По бразильским законам высокопоставленных политиков может судить только Верховный суд, семь из десяти членов которого назначены либо самой Руссефф, либо да Силвой. Но даже трое из десяти смогли создать бывшему и нынешнему президентам немало проблем.
После того как стало известно о назначении да Силвы, занимающийся этим делом судья Сержиу Мору обнародовал 34 записи телефонных разговоров президента с министрами и бывшим бразильским лидером, которые полиция сделала при проведении расследования. На одной из записей Руссефф сообщает да Силве, что пересылает ему документ о назначении, который да Силва «должен использовать в случае необходимости». После этого один из членов Верховного суда Бразилии заблокировал вступление экс-президента в новую должность.
Противостояние между судебной и исполнительной властью набирало обороты. Руссефф заявила, что записи ее разговоров, сделанные незаконно, «не укрепляют демократию в стране». Возглавляющий расследование прокурор ответил, что «государственных прокуроров и судей в Бразилии не запугать», поэтому они продолжат «следовать конституции и законам». Неунывающий Лула
После этого на улицы бразильских городов вышли несколько миллионов разгневанных бразильцев — в основном представители среднего класса. Дилма Руссефф назвала происходящее попыткой государственного переворота и заявила, что в отставку уходить не собирается. По призыву властей на улицы вышли также члены профсоюзов и бедняки, благодарные обоим президентам за успешные социальные программы.
В том случае, если стремительно теряющей популярность Руссефф все-таки удастся удержаться в кресле, происходящее сегодня на политической арене может получить неожиданную развязку. Не исключено, что она и бывший президент пойдут на рокировку, и Лула да Силва вновь станет главой государства — рейтинг популярности бывшего бразильского лидера, когда тот покидал свой пост в 2010 году, достигал 83 процентов.
Граждане ставят да Силве в заслугу то, что при нем 30 миллионов бразильцев перестали жить за чертой бедности, а страна с ежегодным ростом ВВП в семь процентов превратилась в лидера Южной Америки.
Сам Лула да Силва, очевидно, смотрит в будущее с оптимизмом. Так, во время допроса в полиции в начале марта он заявил, что планирует баллотироваться на пост президента в 2018 году. Как выяснилось, несмотря на разгоревшийся коррупционный скандал, эта идея не кажется такой уж безрассудной и самим бразильцам. Согласно недавним опросам общественного мнения, 35 процентов респондентов назвали его самым лучшим президентом из когда-либо существовавших в стране.
Ксения Мельникова