Россельхознадзор вводит с 7 декабря особый фитосанитарный режим в рамках недопущения ввоза продукции неизвестного происхождения, в том числе продукции...
Читать далееС 1 января 2016 года в Россию запрещен ввоз турецких товаров. Под санкции попали овощи, фрукты, ягоды, некоторые виды мяса птицы, а также соль и гвоздика. Годом ранее под санкции попали продовольственные товары, произведенные в ЕС, США и ряде западных стран. «Новости Перми» сравнили первую и вторую «волну» санкций, и их последствия для экономики региона.
Сами по себе: как санкции против ЕС и США закрыли российский рынок для половины мира
Говоря о «первой волне» продуктового эмарго, которое Россия ввела
летом 2014 года, стоит напомнить, что тогда под запрет попали продукты не только из ЕС, но и Норвегии, Австралии, Канады и, конечно, США. В общей сложности - 19,5% российского импорта продовольствия.
В Пермском крае в целом произошло общее сокращение импорта товаров на 20,4%, что привело к росту цен. Что-то, например мясо и птица, подорожали на 5,4%, а рыбопродукты - почти на четверть, потому что на долю Норвегии в 2013 году приходилось 89,5% всей поставленной в Россию рыбной продукции. Ожидаемо подорожали овощи и фрукты. Интересно, что цены на товары, не попавшие под продуктовое эмбарго, также значительно выросли, минимум на 16,5% (по данным Пермьстата). Все это усилилось на фоне девальвации рубля.
Импортозамещение, курс на которое объявили власти, в краткосрочный период фактически провалилось из-за роста процентных ставок и, как следствие, «дорогих» кредитов, которые не позволили полноценно реализовать инвестиционные проекты и оказались малодоступны предприятиям. По мнению декана экономического факультета ПГНИУ Татьяны Миролюбовой, препятствуют импортозамещению и рост затрат на покупку импортных кормовых добавок и других импортных видов продукции, который применяют в отечественном сельском хозяйстве и пищевой промышленности, а также длительные сроки окупаемости инвестиционных проектов при производстве некоторых продуктов питания, в частности, рыбы. Таким образом эксперт делает вывод, что выпавшие объемы импорта продовольствия пока не компенсированы собственным производством.
Зато в страну хлынул поток контрабанды. История с «белорусской креветкой» стала хрестоматийной. Всего, по данным Федеральной таможенной службы, за период действия санкций было задержано и изъято более 1076 тонн запрещенных к ввозу товаров мясной, плодоовощной и молочной продукции стоимостью свыше 138,7 млн. рублей. Лидерами по поставке «запрещенки» стали Беларусь, Литва и Польша (из этих стран шли поставки в Калининградскую область), Украина, Казахстан, Финляндия и Эстония.
В зоне, подконтрольной Пермскому таможенному узлу, с момента действия эмбарго обнаружено более 13 тонн санкционных товаров. Все они изъяты из торгового оборота и уничтожены.
В 2016 году «санкционная война» продолжилась, а вместе с ней и поток «запрещенки». Например, 25 февраля на пермском полигоне было уничтожено 3770 килограммов польских яблок.
Отряд не заметил потери бойца: турецкое эмбарго практически не ощутили
Санкции против Турции были введены Россией с 1 января 2016 года в связи с событиями в Сирии, когда турецкая авиация сбила российский военный самолет.
Доля турецких продуктов питания на продовольственных рынках России в общем объеме импорта продовольствия в РФ составляла 4%. По информации Приволжского таможенного управления (ПТУ), ранее в Прикамье из Турции, если говорить о перечне запрещенных товаров, поступали только овощи и фрукты, при этом не напрямую, а через столичных поставщиков. В ведомстве особо подчеркнули, что в зоне деятельности ПТУ в 2015 году эта продукция из Турции «декларировалась в незначительных объемах»: порядка 98 тонн овощей и около 150 тонн фруктов. Другие запрещенные к ввозу товары, такие как гвоздики, соль и мясная продукция, в прошлом году в зоне деятельности Приволжской таможни не декларировалась вообще. Преимущественно импорт овощей, некоторых съедобных корнеплодов и клубнеплодов по ПФО в 2015 году был из Узбекистан и Марокко. Фрукты, орехи, кожуру цитрусовых плодов или корки дынь ввозили оттуда же, плюс Сербия и Эквадор.
Хотя объемы поставок турецких продуктов по сравнению с долей на рынке, которую занимали товары, попавшие под «первую волну санкций», оказались незначительны, некоторые турецкие товары занимали серьезную нишу. Так, турецким помидорам принадлежало около 40% российского рынка томатов. Несмотря на это, ритейлеры, узнав о санкциях в отношении Турции, обошлись без заявлений о том, что на прилавках магазинов станет пусто.
Например, в сети «Лента», где теперь уже запрещенные товары занимали около 4% продаж в сегменте «фреш» (свежие продукты питания), сообщили, что рассматривается возможность сотрудничества с поставщиками овощей и
