Молодежь и безработица: что делать?

Проблема безработицы является актуальной для каждой страны, потому что ее уровень – это индикатор экономической стабильности, социальной напряженности, психологической удовлетворенности населения. Безработица хоть и зависит от одних и тех же процессов, но в каждой стране имеет собственные особенности, национальные различия и характерные черты. Низкая занятость среди молодежи, как правило, вызвана типичными причинами. Молодые специалисты почти не имеют опыта работы, государственные программы трудоустройства недостаточно адаптированы к потребностям работодателей, большой дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда, низкая заработная плата. Эти проблемы существуют всегда и их можно назвать, в некотором смысле, естественными. Но когда они обостряются под давлением экономических кризисов или политической нестабильности, то это приводит к росту числа безработных.

Сегодняшние данные относительно молодежной безработицы в мире являются неутешительными – показатель уровня безработицы среди молодежи достиг своей рекордной отметки, превысив 20%. Основными причинами этого стали последствия всемирного экономического кризиса. Поэтому наши 7% выглядят даже оптимистично, хотя страна все еще находится в состоянии глубокой экономической депрессии, которая характеризуется существенным понижением уровня жизни и упадком промышленного производства. Все это привело к увеличению числа безработных. Еще к причинам безработицы относят образование. Преодоление проблемы «первого рабочего места» углубилось снижением его качества. Типичной становится ситуация, когда на вакансию юриста претендуют девять человек, восемь из которых слабо разбираются в юриспруденции. Найти хорошего менеджера, который бы мог успешно организовать производственный процесс, трудно даже тогда, когда на вакансию двадцать претендентов. Низкий уровень жизни и проблемы трудоустройства заставляют молодежь при рассмотрении проблемы «обучение или трудоустройство» оказывать предпочтение последнему. В связи с этим обучение в высших учебных заведениях разного уровня аккредитации имеет формальный характер, когда главной целью студента является лишь получение диплома. Все свободное время он посвящает подработкам (поскольку боится потерять источник заработка), при этом занятия зачастую не посещаются, а вопросы сдачи экзаменов и зачетов решаются с помощью методов взяточничества.

Уровень безработицы среди выпускников учебных заведений – один из индикаторов, характеризующих эффективность реализации образовательной политики. Среди безработных в возрасте до 25 лет доля выпускников высших, профессионально-технических учебных заведений, общеобразовательных школ составляет соответственно 36%, 55%, 8%. Подобное снижение уровня качества образования является типичным для периода кризисной экономики. Другим, более социально-психологическим, но не менее влиятельным является фактор чрезмерных амбиций среди молодежи и фактор престижа. Выпускники университетов, не имея практического опыта, ставят достаточно высокую планку заработной платы работодателям, которые не могут компенсировать расходы на приобретение работником квалификации. Также проблемой является низкая популяризация технических профессий среднего и низшего звена. Заработные платы таких специалистов зачастую выше, чем у некоторых управленцев, но они почему-то не являются популярными среди молодежи. Наверное, потому, что требуют более тяжелого обучения и не соответствуют современным представлениям о престиже/имидже.

Сегодня молодежь умеет мало, а хочет легкой, комфортной и высокооплачиваемой работы. При этом работодатели стремятся платить как можно меньше за качественную работу высококвалифицированного специалиста. Работодатели в тупике. Они нанимают тех, кто дешевле, а потом тратят годы и деньги на обучение, но все равно имеют бесконечную текучесть кадров. В итоге выходит, что наиболее способные и трудолюбивые уезжают работать за границу или начинают вести собственное дело. Тем более, что сейчас открыть бизнес можно даже с минимальным стартовым капиталом – например, очень выгодна франшиза подгузников (предоставляется готовый интернет-магазин по продаже качественных товаров для детей).

Кроме того, молодежная безработица является фактором:

  • развития незаконных видов деятельности;
  • ухудшения демографической ситуации;
  • увеличения преступного и теневого сектора экономики;
  • неизбежного обострения криминальной ситуации в стране;
  • снижения уровня образованности и интеллектуального развития населения.

Поэтому проблема трудоустройства молодежи требует особого внимания правительства, дополнительного финансирования и разработки эффективных схем воздействия на факторы, вызывающие безработицу среди молодых людей. Немаловажным является реформирование местного характера – каждый регион, каждое отдельное учебное заведение обязано прилагать усилия, способствующие актуализации образования. Периодический и качественный мониторинг рынка труда, модернизация факультетов и специальностей, разъяснительная работа с абитуриентами, совершенствование системы приобретения практических знаний, налаживание взаимовыгодного сотрудничества с предприятиями – все это является неотъемлемой частью пути к качественному и востребованному образованию. Государство со своей стороны должно позаботиться о программе, которая законодательно закрепит, защитит и простимулирует отношения между предприятиями и образовательными учреждениями.

Необходимость преобразований очевидна, впрочем, как и сложность их внедрения, учитывая существующие общественные и государственные позиции по данной ситуации. Это говорит о том, что такие изменения возможны только как составные части целой системы реформ, которые будут направлены на борьбу с коррупцией, достижение экономической стабильности, внедрение политики реальной социальной защиты, налаживание сотрудничества между населением и властью, развитие национального и общественного самосознания.

вподгузниках.рф

23.02.2020

Похожие записи

Copyright © 2014 - 2024 credits-dengi.ru. Контакты.
Яндекс.Метрика